Старый, деревянный, любимый...

Автор - Елена Землякова

              Старый манеж проката. Сколько воспоминаний за этими словами. Небольшое здание обладало такой, как сказали бы теперь, аурой и энергетикой, что и не снились громадному Битцевскому комплексу. У меня, к сожалению, не сохранилось фотографий общего вида старого манежа, но есть рисунок на сайте horse.ru.
              Лошадей я любила всегда. С двух лет рисовала и лепила преимущественно лошадей. Мы жили на Соколе, бабушка ? на Войковской, в двухэтажном бараке с печкой и сараями. И я искренне не могла понять, почему мы не можем завести лошадь и держать ее летом у бабушки, а зимой ? на балконе, на Новопесчаной. В 8 лет, вняв мольбам ребенка, папа отвез меня в ?Урожай?, в Сокольники, где ездила дочь его знакомого. И я позорно свалилась с лошади по кличке ? как сейчас помню ? Эпитет. Родители наложили вето на езду. Прошли годы, страсть не утихла, и в 14 наглых лет я заявила, что ездить буду. Пришла уже на ипподром, во второе в Москве место, кроме Сокольников, где можно было любому человеку сесть на лошадь.
              Вход на территорию ипподрома со стороны Ленинградского проспекта был отдельной песней. Сначала вы видели скульптуры коней около ?кружевного? дома на Беговой аллее, потом ?унюхивали? запах ?Труда?, конюшни которого находились рядом, через улицу (заходили туда, если было время ? никто никого не гонял). Честный навозный дух перебивался сладким ароматом близкого ?Большевика?. Далее, по Скаковой, подходили к заветной территории ипподрома. Ворота всегда раньше были открыты, рядом проходная, чисто символическая. Потом на этой проходной часто предлагали нам, любителям, книги и буклеты о лошадях, такие редкие в то время, но которые каким-то образом оказывались у наездников и конюхов. За небольшие деньги я многие книги приобрела в свою коллекцию. Входя, вы попадали в другой мир, в другую жизнь. Входы с Беговой, от Ваганькова и от Белорусской были какими-то другими, не столь уютными, не так резко отсекавшими за собой московскую жизнь. А здесь сразу от ворот начинались конюшни, ?водилки?, в ?беговые? дни надо было не зевать, на круг ехали наездники, но и в обычные дни ипподром работал. Повернув налево и пройдя мимо нескольких конюшен, подходили к плацу проката (слева) и манежу с конюшнями. В теплое время ворота конюшен были открыты настежь, но входить через них в прокат не разрешалось, можно было схлопотать от конюхов. Кстати, в те старые времена лица мужского пола в прокате (и вообще на ипподроме) водились в большем количестве, чем позже и теперь. Примерно треть ездоков в сменах была представлена ?сильным полом?. Перед выступающим круглым боком манежа была заветная дверь, открыв которую однажды, вы не захлопывали уже никогда, хотя бы в своем сердце.
              У двери была табличка, кажется, там было написано ?Прокат при ЦМИ? и часы работы. Войдя внутрь, вы попадали в тесное помещение, разделенное проходом в манеж. В ближней половине, справа, находилось заветное окошко кассы. Когда я пришла в прокат, цена 1 часа езды была 80 копеек. Позже подняли до рубля, и цена эта держалась очень долго. Для сравнения -1 рубль 90 коп. стоил килограмм говядины, свинины ? 2 р. 10 коп. Вот и пересчитайте сами, каково теперь соотношение цен на мясо и езду? Ах, если бы оно сохранилось прежним! Перед каждым часом езды у касс клубилась очередь. Тренеры старались, по мере возможности, подбирать в смену ездоков не очень разного уровня. Очередей было две ? улица и манеж. На улице ездили в любую погоду, даже зимой, в мороз. Временами, без строгого расписания, собравшуюся сильную смену вели на плац в центр скакового круга. Это было здорово, многие лошади в прошлом бежали или скакали, и дорожка ипподрома была им небезразлична. Пересекая ее, все они вспоминали былое. Плац перед самим манежем позже перевели по другую сторону здания, а на его месте что-то построили. Но и на ?новом старом? плацу временами прыгали?
              Желающих ездить всегда было много, так что билеты распродавались мгновенно. На счастливом билетике тренер писал кличку, отмечая, одновременно, палочкой в журнале отработанный лошадью час. Физиономия претендента у кассы рассматривалась тренерами внимательно, вот уж точно был ?фейс-контроль?. Конечно, завсегдатаев они знали прекрасно, хотя многие ездили преимущественно у одного тренера. Часто говорили: третий раз (или десятый), пока счет шел на ?разы?. Временами попадались личности лукавившие. Таким чуть позже никто бы не позавидовал. Человеку, бравшему билет ?на улицу? и уверявшему, что он ?давно ездит в ?Урожае?, выдавалась ?проверочная? лошадка. И сразу становилось ясно, кто и сколько ездит в действительности. ?Памятники? стояли полный час, и лишь когда после последней рыси давалась команда ?Шагом!? лошади, безошибочно чуявшие время, ленивым шагом брели в смену. А Илья Васильевич Хозиев мстительно приговаривал - Показать бы вас Левину? (Это был главный тренер ?Урожая?).
              Я в школьные годы занималась фехтованием, и на столе у меня лежала маленькая игрушечная рапира, на которую я нанизывала, как шашлык, билетики из проката. Отъездила, пришла домой ? билетик на рапиру. Через некоторое время вся длина ее, около10 см, была туго забита. Потом она куда-то делась, цены бы ей сейчас не было, как я понимаю. Ведь там было все ? даты, клички?
              Группа полностью из новичков не собиралась никогда, и учились ездить, как тот щенок плавать ? бултых в воду. Вся смена рысила, мог быть и галоп, но совсем уж ?первачков? выводили тогда в центр. Не могу сказать, каков был диаметр старого манежа но, думаю, немногим больше цирковой арены, т.е. порядка 15 м., или такой же. У циркового манежа - 13 метров, и на нем может работать труппа из 20 лошадей. Чем был хорош старый манеж для новичков ? все лошади ходили по кругу, никто не стоял - изволь, как можешь, ехать рысью. Уже на второй-третий раз многие уже начинали прилично ездить облегченной рысью. И тогда, чтобы жизнь медом не казалась, следовала команда Татьяны Львовны Куликовской, очень изобретательной на такие вещи ? Всем бросить стремя? Перекинуть стремена крест-накрест перед седлом. (Далее произносились две-три клички лошадей, на которых это не делали). ? Учебной рысью ? марш! Девушка на Бабочке, команды ?слезай? не было. Шааагом! Подобрав павших, отшагав, смена ехала уже облегченной рысью без стремян. В конце, окидывая взором обмякшие фигуры, Татьяна Львовна задушевно произносила ? Кто ездит недавно, придете домой, примите горячую ванну или душ, а то будут болеть ноги?
              В проходе, рядом с кассой, располагался ветхий деревянный шкаф с мундштучными оголовьями. На мундштуках ездила отборная гвардия И.В.Хозиева ? группа фигурной езды. Мы, начинающие, прилипали к бортикам, следя за тем, как ездят асы. Действительно, было на что посмотреть. За каждым членом группы была закреплена лошадь, и нельзя было узнать только что мыкавшегося по кругу коня с опущенной головой и заплетающимися ногами в этом гарцующем красавце. Лошади в ?фигурке? работали прекрасно, и мы, завидуя, хотели бы так же красиво и свободно сидеть в седле, как эти люди и столь же уверенно общаться с лошадьми. Пройдет несколько лет, и мы с мужем тоже будем ездить в ?фигурке?, только, к сожалению, Ильи Васильевича в прокате скоро уже не будет. Группу фигурной езды возьмет Роза Георгиевна Никитина, и ?фигурка? будет регулярно выступать на ипподроме на парадах в День работника сельского хозяйства, а также на других мероприятиях. Старая ?фигурка? у Хозиева занималась даже вольтижировкой. Была лошадь, по-моему, ее звали Арфа и специальное вольтижировочное седло. ?Текучести кадров? в фигурной группе почти не было, люди ездили десятилетиями. Старый ?костяк? группы выступал в ЦМИ на парадах и праздниках вплоть до ?конца ХХ века?.
              Георгий Тимофеевич Рогалев вел не так много групп, как другие тренеры. Он был знаком, кажется, со всей Москвой, многие знаменитости, а также иностранцы, пользуясь этим, приходили ездить сами и приводили детей. Как я теперь, сильно повзрослев, понимаю, прокат успешно существовал многие годы именно благодаря обаянию, организаторскому таланту и обширному кругу знакомств Георгия Тимофеевича. Его любимым присловьем было ?Читайте Пушкина и Лермонтова, у них все написано?, особенно когда человек в отчаянии хватался за луку седла, бросив повод. Он был терпим к визгам и охам барышень, посмеиваясь над их страхами.
              Конюшни старые были светлыми, чистыми, теплыми. Только представьте себе ? на двери каждого денника висела уздечка этой лошади! С кличкой, написанной на налобном ремне, а рядом с кормушкой, на специальной деревяшке ? седло. Это потом, в новом манеже, в новые времена, все будет храниться под запорами? Седлались лошади нормально, буквально по пальцам одной руки можно было пересчитать тех, кого седлал конюх. И то, преимущественно, новичкам. Всегда были в конюшне кошки и собаки, у каждого тренера свои ?любимчики?.
              Таким я и буду всегда помнить старый прокат ? солнечным, открытым, радушным, наполненным птичьим щебетом и сенным духом. Возможно, это юношеские впечатления, и взрослый человек смотрел бы другими глазами, но мне хотелось бы оставить в памяти именно ?семейный? уют и доброжелательность атмосферы тех лет.
              Название ?Школа верховой езды? появилось, по-моему, еще в старом манеже, когда стали строить новое здание, но, возможно, я ошибаюсь. Еще нам дали значки ? прямоугольник золотого цвета, в нем ? овал с всадником на вороном коне и слова ?Школа верховой езды при ЦМИ?. Значок не очень нравился, многие отпилили сами края по овалу, так он выглядел лучше.
              Напоследок еще одно замечание, не совсем по теме. В последнее время много разговоров и споров вокруг личности А.Невзорова и его школы. Он, безусловно, замечательный мастер, многие его обвинения в адрес людей обоснованны, но огульно клеймить всех любителей лошадей, ездящих верхом общепринятым способом, по-моему, не стоит. Не все же имеют возможность резвиться на свободе с собственным конем. Мне довелось общаться с разными ?конными? людьми ? спортсменами, жокеями, зоотехниками, коннозаводчиками, ездить бок о бок с представителями народностей, неразрывно связанных с лошадьми. Среди них попадаются, как среди всех людей, жестокие отморозки и просто глупые, но подавляющее большинство лошадей ЛЮБЯТ по-настоящему и стараются не причинять им боли. Наверное, самый утилитарный и циничный подход, как ни странно, у коннозаводчиков: в разведении - что собак, что лошадей - нет места сантиментам. И во всем мире нет пока, к сожалению, возможности обеспечивать воспроизводство лошадей, особенно породистых, по-другому.
              А заговорила я об этом вот почему ? никто и никогда не советовал ученику проката и ШВЕ ?пилить?, ?врезать?, ?наказать?. Зато неоднократно на моих глазах тренеры проката выгоняли БЕЗ ПРАВА ВОЗВРАТА человека, грубо обошедшегося с лошадью. Я помню, как бежал от конюшни Рогалев, увидев на плацу девушку, бившую хлыстом лошадь. Всегда такой изысканно-обходительный, он орал не своим голосом ? ВОН!!! Я думала, он этим же хлыстом ударит ее? Все тренеры на лошадей с особо чувствительным ртом сажали людей с ?мягкими? руками.
              Побывав уже давно в Англии, я была поражена, что многие пожилые (и не только) люди держат в сельской местности лошадь ?просто так?, для души, вообще никак не используя. У нас в стране, к сожалению, возможность культивировать чистую любовь к лошади имеют единицы. Однако сколько людей, не умеющих ездить, без всякой задней мысли просто приходят пообщаться с лошадьми, в любое место, где они содержатся ? в тот же прокат! На сайте ШВЕ есть рассказ о ?темных временах? Школы. О езде верхом в те тяжелые дни никто не думал, хотели только спасти лошадей.
              Времена меняются, деревянные строения заменяются новыми, но стремление быть с лошадьми, к счастью, не проходит. Теперь я вожу в манеж свою старшую внучку?

Количество посещений: